Единый детский телефон доверия

8 800 2000 122

Горячая линия для детей и подростков

+7 4746 2-14-86
27 марта 2020 г.

«Насилие детей в школе: профилактика и решение проблемы»

Что же делать, если ребенка в школе бьют, унижают, обижают, толкают на преступление или вымогают? Как можно защитить, обезопасить его пребывание в школе? Проблема профилактики насилия в школе имеет как социальный, так и педагогический характер. Проблема насилия в школе включает в себя бездушное и жестокое отношение к детям, пренебрежение к их интересам; а так же насилие наблюдается во взаимоотношениях между детьми. Лицами, допускающими насилие детей в школе, являются педагоги, имеющие психологические проблемы, сами школьники-сверстники и школа как социальный институт. Самая актуальная проблема – это агрессия у детей в школьном возрасте, которая выступает средством проверки на прочность. Среди группы сверстников всегда стоит вопрос: кто авторитетнее и сильнее. Сильный будет доказывать свое преимущество путем «поедания» слабого. Не секрет, что объектом-жертвой со стороны подростков могут быть не только сверстники, но и ученики младших классов и даже учителя. Те, кто является доступной добычей. Самоутверждение ищет жертву слабее себя. Агрессоры – мальчики открыты в действиях и доминирующие; агрессоры – девочки действуют скрытно, изворотливо.

 

Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам. Педагоги не должны оставаться безучастными и терпимыми к агрессивным выходкам школьников. Дети младшего школьного возраста, которые не получили профессиональной психологической помощи, с возрастом втягиваются в криминальную стихию или злоупотребление. Излюбленное насилие несовершеннолетних в школе – травля. Выражается она в высмеивании не понравившихся сверстников, демонстративном отвержении и изолировании их от коллектива. Основной причиной травли является желание собрать вокруг себя одноклассников для подтверждения чувства значимости или желание добиться справедливости. Травля – явление, заметное для окружения. Его легко отследить и пресечь в «зародыше», чтобы дело не дошло до трагедии. Есть еще способы, как проявляется психологическое насилие в школе – это активное или пассивное неприятие и игнорирование. Преследуемому ребенку дают понять, что он никто и ничто, игнорируя его мнение; делают «козлом отпущения». Или открыто заявляют, что с этим ребенком не будут играть или сидеть. Игнорирование – это отсутствие к однокласснику какого-либо внимания в любом его проявлении. Такое насилие делает жизнь подростка мучительной.


Весь педагогический состав совместно с родителями должен искать пути и средства для решения этого вопроса — как избежать насилия в школе. Им необходимо быть последовательными и постоянными в следующих действиях:

- Нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес.

- Если что-либо испортило репутацию подростка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет ребенка, показав его в выгодном свете.
- Учителям важно дать проявить талант детям, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса.

- Недопустимо учителю оценивать и обсуждать неблагополучные личные качества ребенка на глазах всего класса. Недопустимо сравнивание способностей учеников между собой.

- Мудрый, не безразличный к детям, классный руководитель будет объединять класс совместными мероприятиями: поездками, спектаклями, участием в школьных и спортивных мероприятиях.
- Наиболее активных учеников нужно.

- Максимально включать весь класс в процесс работы, чтобы избегать давать детям почувствовать себя невостребованными или отвергнутыми.

- Избегать соревнований и соперничества.

- Беседовать с агрессивными учениками о причинах их злобы.

    Детское насилие в школе часто является результатом эмоциональной неудовлетворенности детей «агрессоров» из-за проблем в семье. Они находят утешение в причинении боли другим.

Что делать родителям?

- Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.

- Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.

- Дайте понять ребенку, что вы понимаете и верите в него.

- Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим — что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем.

- Поставьте в известность классного руководителя и администрацию школы о факте жестокого обращения.

  В случае выявления факта жестокого обращения с детьми обратитесь по телефонам:

- Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122

 

- Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям

8(47471)2-33-53

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости